малотоннажное модульное
судостроение и контейнеры

Модульное судостроение – новая реальность (журнал «Корабел», №1-2017)

Модульность в квадрате

Многофункциональные катера проекта 23370 — первые и пока единственные вспомогательные, созданные по модульному принципу. Конструктивно такие суда состоят из блок-модулей высокого насыщения, которые соединяются в единый комплекс на достроечной площадке, максимально приближенной к месту последующей эксплуатации катеров.

Таким образом, более оптимально распределяется загрузка производственных мощностей, экономится моторесурс механизмов катера на перегоне. Не всегда большому судостроительному заводу, ориентированному на производство больших судов, выгодно заниматься малотоннажным флотом, поэтому зачастую этот тип судов у крупных предприятий остается на втором плане.

Достройка модульного судна может проводиться на любой площадке, где есть крановое оборудование, без привлечения судостроительных мощностей. Доставляться готовые блок-модули к достроечной площадке могут любым видом транспорта, преимущественно используется автомобильный транспорт. При этом габариты блок-модулей укладываются в установленные ПДД нормы. Это модульность конструктивная. Но есть еще модульность функциональная. По сути, катер проекта 23370 — это платформа, которую можно комплектовать любым специальным оборудованием.

Например, катера поисково-спасательного обеспечения проекта 23370 имеют два исполнения: для подводно-технических работ (ПТР) и для аварийно-спасательных групп (АСГ). На катере ПТР установлены 20-футовый контейнер с  водолазным комплексом и  10-футовый контейнер с аварийно-спасательным имуществом, а  на  катере АСГ — 20-футовый контейнер со снаряжением и оборудованием для аварийно-спасательных групп.

Если заказчику необходимо иное исполнение катера, в таких же контейнерах может быть укомплектовано не только спасательное и противопожарное оборудование, но и оборудование для проведения экологического мониторинга, медицинская или иная необходимая техника. Поскольку контейнеры являются съемными, их можно переустанавливать и на другие плавсредства, либо использовать катер без установленных контейнеров для перевозки крупногабаритных грузов, техники, людей. Применение такого подхода позволяет получить готовое судно нового назначения без переработки проектной документации самого катера в сравнительно короткие сроки. Доказательство тезиса — 12 работающих катеров, средний срок постройки которых составил девять месяцев.


Быстрее, сильнее и больше

На флотах уже работают, в общей сложности, 12 катеров проекта 23370. По той же модульной технологии "КАМПО" спроектировало и поставило заказчику серию модульных плавучих комплексов в составе плавпричалов и рабочих площадок, которые строятся из автотранспортабельных понтонов. Плавпричалы и плавплощадки могут многократно собираться и разбираться при помощи оригинальных быстроразъемных соединений "Дуплекс" - запатентованной разработки АО "КАМПО".

Предприятие совместно с петербургским КБ "Квартет СПб" разработало новый катер -катамаран проекта 23370М с  улучшенными характеристиками.

На  катерах проекта 23370М установлен усовершенствованный, по  сравнению с  предыдущим проектом, контейнерный водолазный комплекс КВК 23370М. Водолазный комплекс КВК-23370М состоит из  двух съемных контейнерных модулей МКВ-20 (на базе 20-футового контейнера) и МКВ-10 (на базе 10-футового контейнера).

В составе модуля МКВ-20 установлена барокамера БКД-120Т производства АО "Тетис Про", оборудованы пост управления водолазными спусками и  пост управления барокамерой. В составе комплекса используется универсальное водолазное снаряжение СВУ-5-1 и  СВУ-5-2 производства АО "КАМПО", а также предусмотрены различные средства выполнения подводных работ, в том числе телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) "Марлин-350" производства АО "Тетис Про".

Модифицирована система пожаротушения, в  том числе увеличена производительность пожарных насосов до 220—240 м³/час. Значительно расширена номенклатура переносных противопожарных средств и снаряжения, расположенных в  составе противопожарного модуля МКПж-20 (на базе 20-футового контейнера).

Противопожарный модуль катера оборудован системой водяного и пенного пожаротушения, предназначенной для тушения пожара на  аварийных объектах водяными струями и воздушно-механической пеной с использованием ручных переносных стволов и пеногенераторов. В качестве грузоподъемного оборудования на катере проекта 23370М установлен гидравлический кран-манипулятор Palfinger с максимальной грузоподъемностью до трех тонн.

Кран обеспечивает спуск-подъем спасательной шлюпки, водолазной беседки и проведение грузовых операций (в том числе подводных). В качестве главных двигателей катера в  машинном отделении установлены два судовых дизель-редукторных агрегата мощностью 588 кВт каждый. Кроме того, катер 23370М стал более вместительным, и теперь на нем могут размещаться до  12 человек  — это семь членов экипажа и четыре человека из числа спецперсонала.

Как и у предшественника — катера проекта 23370  — на  модифицированном его варианте используется принцип функционального зонирования площадей для комфортного пребывания и работы персонала. Рабочая зона находится в  кормовой части катера, где расположены контейнерные модули и  кран-манипулятор, жилая зона  — в  носовой части катера. В составе жилых помещений катера  — две четырехместные и две двухместные каюты, одноместная каюта капитана, а также кают-кампания, оборудованная местом для разогрева пищи и необходимой бытовой техникой. В составе хозяйственно-бытовых помещений катера — кладовая для хранения запаса продуктов, два санузла и сушильная со стиральной машиной.

Судостроение, как отрасль традиционная, настороженно принимает инновации. Тем не  менее, "флотские" восприняли и  оценили преимущества нового модульного подхода. И  тут не  последнюю роль сыграл более чем полувековой опыт "КАМПО" в  производстве морской, водолазной, авиационно-космической и  дыхательной техники, а  также высокая репутация завода как надежного исполнителя.